Хороший старый цветной пример знаменитой карты Королевства Пресвитера Иоанна Ортелиуса из его Theatrum Orbis Terrarum, первого современного атласа мира.
На карте изображена большая часть Африканского континента, а также Аравийский полуостров и часть Юго-Западной Азии. Акцент делается на длине реки Нил, которая является частью карты с наибольшей детализацией.
Несколько больших блоков текста разбросаны по всей карте. Самый декоративный находится в правом нижнем углу, где название окружает плетеный картуш с бюстами и цветочными деталями. Название переводится как » изображение страны Пресвитера Иоанна, или Империи абиссинцев.
В левом верхнем углу картуш из тесьмы увенчан гербом. Как поясняется в тексте ниже, эти символы принадлежат пресвитеру Иоанну. Текст гласит:
Почетный титул Пресвитера Иоанна / царя Давида — самый высокий из моих царей. Я, пресвитерий Иоанн, особо избранный Богом, столп веры, рожденный от колена Иудина, сын Давида, сын Саломея, сын столпа Сиона, сын от семени Иакова, сын руки Марии, сын плоти Наума, сын святых Петра и Павла в милости, император верхней и Великой Этиопии, а также законных оснований и стран самых возвышенных царств.;царь Гоа, Кафатеса, Фатигара, Анготы, бару, Балингуанзы, Адеи, Вангуа, Гоямы, откуда берет начало Нил, Амары, Бангуамедрума, Амбеи, Вангукума, Тигремахона, Сабы, Родины царицы Сабы, Варнагасса и Владыки всей Намибии, простирающейся до самого Египта.
Другие заметки вокруг карты относятся к природным ресурсам, обычаям, речным потокам и религии. Например, большая заметка о Нубии гласит::
Нубия когда-то была христианским царством, но теперь они вообще не обращаются к религии. Этот регион очень богат золотом и слоновой костью, а также дает сахар и фрукты в большом изобилии. Его главный город-Дангала, жители которого очень богаты и торгуют с египетскими купцами. Здесь делают много обуви и сумок. Их дома покрыты мелом и соломой.
Другие заметки относятся к мифическим обитателям. Озеро Заир якобы полно «морских богов и сирен». В Кафатесе, близ озера Заир, — говорят они, — живут амазонки.
Самый важный миф, упоминаемый на этой карте, приведен в названии-миф о Пресвитере Иоанне.
Легенда о христианском царстве, затерянном среди мусульманских земель, была популярна с XII века и продолжалась до XVII века. Пресвитер Иоанн предположительно происходил от одного из трех волхвов. Со временем в утопическом королевстве Пресвитера Иоанна появилось множество других фантастических объектов, в том числе и фонтан юности.
Идея Престера Иоанна, по-видимому, возникла из таинственного письма, посланного византийскому императору Мануилу I. письмо, предположительно написанное Иоанном, описывает его власть, веру и земли.
Письмо было распространено ок. 1165 и сохранился почти в 100 средневековых рукописных копиях. Первоначально европейцы думали, что царство пресвитера Иоанна находилось в Индии, а затем в Центральной Азии.
Наконец, в начале нового времени поиски переместились в Африку, когда португальские мореплаватели наткнулись на христианскую Эфиопию.
Карта Ортелия показывает повсеместность и силу истории Пресвитера Иоанна в Европе XVI века. Эта история была рассказом о стойкости христианской веры в то время, когда христианская Европа часто конфликтовала с мусульманами в варварстве и по всей Османской империи.
Интересно, что исток Нила — огромный предмет споров среди картографов XVI века — отличается на этой карте от общей карты Африки Ортелия, которая также была включена в атлас. Как правило, картографы считали, что река Нил берет начало от двух озер к югу от экватора, которые находились вблизи Лунных гор. Ручьи с гор питали озера.
Картографы XVI века, в том числе Вальдзимюллер, решили следовать Птолемеевской модели. Это было типично для картографов того времени, которые отказались от береговых линий Птолемея в пользу более поздних португальских очертаний, но которые также цеплялись за птолемеевские топонимы для внутренних районов Африки в девятнадцатом веке.
Джакомо Гастальди, скорее всего, благодаря источникам, которые он читал через путешественника Рамузио, решил полностью отказаться от лунных гор в своей карте Африки 1564 года. Вместо этого он нарисовал огромное центральное озеро, из которого вытекают реки Нил, Заир (Конго), Куама (Замбези) и Спирито-Санкто (Лимпопо).
На востоке находится другое, меньшее озеро примерно на той же широте, которое также питает часть Нила. Поэтому Гастальди создал совершенно иной взгляд на внутренние районы Центральной Африки, все еще придерживаясь теории двойных озер Птолемея.
На карте Африки Ортелиуса, включенной в оригинальный театр 1570 года , он также включил большое центральное озеро, называемое Кафатес. Он отверг имя Заир-Зембер, использованное Гастальди. К востоку и чуть севернее находилось еще одно озеро, поменьше.
Реки с севера обоих озер устремляются на север и соединяются, образуя Нил. Заир (Конго) течет с северо-востока озера Кафатес, а Зуама (Замбези) выходит на юг озера. Она разветвляется на Спириту Сант, или Лимпопо. Таким образом, одно озеро дает начало четырем крупнейшим рекам Африки.
Однако на этой карте Ортелий вернул Лунные горы. Нил все еще разветвляется от двух озер, но самое большое из них теперь называется Заир, как это было с Гастальди. Очевидно, Ортелиус продолжал изучать источники между составлением карты Африки и этой.
В 1570 году Ортелиус опубликовал первый современный атлас, Theatrum Orbis Terrarum, или Театр Мира; то есть он произвел набор единообразных карт с вспомогательным текстом, собранным в книжной форме.
Ранее существовали и другие связанные картографические коллекции, в частности итальянские атласы Лафрери, но это были наборы карт — не обязательно однородных — отобранных и связанных вместе по требованию.
Атлас Ортелиуса превосходил конкурирующие атласы других картографических светил, таких как семья Меркаторов. В период с 1570 по 1612 год было опубликовано 31 издание Атласа на семи языках. На момент публикации это была самая дорогая книга, когда-либо выпущенная.
Эта карта дебютировала в издании атласа 1573 года. На карте было два состояния, и это пример первого состояния.
Кроме того, более поздние примеры карты имеют постепенно меньшую океаническую рябь, поскольку пластина нажималась снова и снова.
Эта карта важна не только из-за ее мифологического содержания и включения в первый современный атлас, но и потому, что она подчеркивает религиозные разногласия, которые характеризовали и мобилизовали исследования Африки в ранний современный период. Это было бы важным дополнением к любой коллекции материалов Пресвитера Иоанна или карт Африки.
Авраам Ортелиус, пожалуй,самый известный и наиболее часто собираемый из всех картографов шестнадцатого века.
Ортелиус начал свою карьеру как гравер карт. В 1547 году он вступил в антверпенскую гильдию Святого Луки как афсеттер Ван Картен.
Его ранняя карьера была деловой, и большинство его путешествий до 1560 года были коммерческими целями. В 1560 году, путешествуя с Жераром Меркатором в Трир, Лотарингию и Пуатье, он, по-видимому, был привлечен, главным образом влиянием Меркатора, к карьере научного географа. С этого момента он посвятил себя составлению своей книги. Theatrum Orbis Terrarum (Театр мира), который станет первым современным атласом.
Ортелиус также опубликовал карту Египта в 1565 году, план замка Бриттенбург на побережье Нидерландов и карту Азии до 1570 года.
20 мая 1570 года «Theatrum Orbis Terrarum» Ортелиуса впервые появился в издании из 53 карт. Ко времени его смерти в 1598 году было издано в общей сложности 25 изданий, включая издания на латыни, итальянском, немецком, французском и голландском языках.
Более поздние издания также будут изданы на испанском и английском языках преемниками Ортелиуса, Вриентсом и Плантеном, причем первые добавят ряд карт к атласу, окончательное издание которого было выпущено в 1612 году.
Большинство карт в Ortelius Theatrum были взяты из работ ряда других картографов со всего мира; список из 87 авторов приведен самим Ортелием
В 1573 году Ортелиус опубликовал семнадцать дополнительных карт под названием Additamentum Theatri Orbis Terrarum . В 1575 году он был назначен географом к королю Испании Филиппу II по рекомендации Ариаса Монтана, который поручился за его православие (его семья уже в 1535 году попала под подозрение в протестантизме).
В 1578 году он положил в основу критической трактовки древней географии свою синонимию geographica (изданную издательством Plantin press в Антверпене и переизданную под названием Thesaurus geographicus в 1596 году).
В 1584 году он выпустил своего номенклатурного Птолемея, A Parergon (серия карт, иллюстрирующих древнюю историю, священную и светскую. В конце жизни он также помог Вельзеру в его издании таблицы Пютингера в 1598 году.