Карта рокаши — первая японская печатная карта, изображающая мир, включая Европу и Америку, с буддийской космографической точки зрения

автор: Зуда Рокаши Хотан (Zuda Rokashi Hotan) / публикация: Япония 1710 г.
Карты Мира
Карта рокаши - первая японская печатная карта, изображающая мир, включая Европу и Америку, с буддийской космографической точки зрения

Хороший пример карты мира Рокаши, с добавлением небольших полосок бумаги, переводящих названия мест из оригинальной китайской / санскритской транслитерации в более современную японскую версию того же названия мест.

Оригинальная карта Рокаши — это китайская транслитерация санскритских названий мест.

Вдохновленный рассказом о паломничестве китайского монаха Суан-Цана (602-604) в Индию в поисках священных санскритских писаний 1653 года, Рокаши задумал карту как модернизированное изображение буддийской мифологической картографии, как это было показано в рукописной карте 1634 года Готенджикудзу (карта пяти областей Индии), чтобы соответствовать Си-ю-ки, а также современным и древним религиозным текстам, китайским анналам, рассказам о путешествиях и даже некоторым европейским картам.

В верхней части карты рокаши перечисляет 102 источника.

Карта рокаши представляет традиционное буддийское мировоззрение в форме Готендзикудзу, сосредоточенное на мире, использующем один континент Джамбу-двипа.

В центре находится озеро Анаватапта, похожее на водоворот озеро с четырьмя спиралями, которое считается центром вселенной. Это озеро, которое обычно ассоциируется с озером Манасаровар в Северной Индии, считается в буддийской мифологии легендарным местом, где царица Майя зачала Будду.

Из четырехглавой спирали (головы лошади, льва, слона и быка) Манасаровара, или озера Анаватапта, вытекают четыре священные реки региона: Инд, Ганг, Брамапутра и Сатледж.

К югу от Джамбу-Двипы Индия известна своей полуостровной формой. Сама Япония выглядит как ряд островов в правом верхнем углу и, как и Индия, является одним из немногих узнаваемых элементов — по крайней мере, с картографической точки зрения.

Китай и Корея расположены к западу от Японии и смутно идентифицируются географически, что само по себе представляет значительный прогресс по сравнению с картой Готэндзикудзу.

Юго-Восточная Азия также впервые появляется на японской буддийской карте в виде островного скопления к востоку от Индии.

На противоположной стороне карты ряд островов предназначен для представления Европы, которой вообще не было места на ранних буддийских картах мира, что делает эту карту одной из первых японских карт, изображающих Европу.

Умукари (Венгрия), Оранда, Баратан, Комо (Голландия или страна рыжих волос), Арубания (Албания?), Итарья (Италия), Суранса (Франция) и Инкересу (Англия) — все они названы. Африка предстает как небольшой остров в западном море, обозначенный как «Земля западных женщин».’

Особого внимания заслуживает карта Северной и Южной Америки Рокаши Хотана.

До этой карты Америка редко, если вообще когда-либо была изображена на японских картах, поэтому Рокаши Хотан обратился к китайской карте Даймин Кюхен Цзу (карта Китая при династии Мин и ее окрестностей), с которой он скопировал как небольшую островообразную форму Южной Америки (только к югу от Японии), так и любопытный сухопутный мост (острова Аэлута?) соединяя Азию с тем, что японские историки Нобуо Мурога и Кадзутака Унно заключают, «несомненно, должно быть отражением Северной Америки».

Представляет ли это древние знания из ранних китайских навигаций в этом регионе, для которых есть некоторые литературные, если не исторические свидетельства, или просто ошибка печати, мы можем только предполагать.

Хотя эта карта представляет собой значительный шаг вперед в японской попытке объединить религиозные и современные географические знания, она по существу остается буддийской картой.

Вполне вероятно, что Рокаши Хотан был осведомлен о важных картах европейского стиля, циркулировавших в Китае в то время. Карта Матео Риччи является одним из таких примеров, и копии, как известно, достигли Японии в 17 веке.

Любопытно, что Рокаши Хотан предпочел игнорировать его и другие Евроцентрические данные в обмен на религиозное мировоззрение, одновременно пытаясь примирить буддийскую и современную географию.

В конечном счете, эта карта имеет гораздо больше смысла, если понимать, что Рокаши Хотан масштабировал свою карту мира не по расстоянию, а скорее по религиозному значению.

Индия, родина Будды, является центральным местом в концепции Джабму-двипа и на этой карте. Другие страны, включая Китай, саму Японию и даже более отдаленные континенты Африки, Европы и Америки, Рокаши Хотан считал «похожими на пылинки странами в Джамбу-Двипе» и «маленькими, как просо».

Карта рокаси Хотана стала моделью, по которой все будущие японские буддийские карты мира были нарисованы еще в XIX веке.

Запутанный космологический взгляд, на котором основана его карта, отсылающая одновременно к религиозным, секулярным и небуддийским учениям, соответствовал растущему религиозно-секулярному конфликту, который возникнет в Японии в ближайшие столетия. В конечном счете это одна из самых важных, красивых и влиятельных печатных карт, когда-либо появившихся в Японии.

Две идентичные версии этой деревянной карты появились в 1710 году.

Более распространенной была публикация Чобэя Нагаты из Киото. Менее распространенный пример был опубликован книготорговцем Бундайкеном Ухеем.

Карты можно отличить по знаку и имени Бундайкена Ухэя, которые появляются в нижнем левом квадранте.

Спасибо Кевину Брауну из Geographicus Rare Antique Maps за описание.