Замечательная Раннеанглийская карта северных полярных областей

автор: Мозес Питт (Moses Pitt) / публикация: Оксфорд около 1680 г.
Полярные
Замечательная Раннеанглийская карта северных полярных областей

Прекрасный пример оригинальной карты Северного полюса и прилегающих земель Мозеса Питта.

Мозес Питт первоначально намеревался выпустить расширенное издание «Атласа майора» Янссона вместе со своим партнером Якобом Ван Уэсбергом.

К сожалению, после выпуска нескольких томов проект провалился, посадив Питта в тюрьму должника — обычная история для картографирования в то время.

В то время как большинство карт, подготовленных для атласа, были переизданиями более ранних голландских карт, карта Северного полюса Питта была новым произведением.

Номенклатура карты написана на английском языке и ясно указывает как на Северо-Западный проход, так и на северо-восточный проход. Тем не менее, концы обоих маршрутов находятся в “неизвестных частях”, большинство из которых услужливо покрыты титульными виньетками картуша в верхнем левом углу.

Исландия показана в хороших деталях. Некоторые географические данные помечены для Крайнего Севера Московии и Скандинавии, а Новая Земля имеет полную береговую линию. Однако Шпицберген, который часто также называли Гренландией, как и здесь, имеет неполное побережье на востоке.

Собственно Гренландия связана с Баффиновым заливом — распространенным географическим изображением того времени.

Мифический остров Фрисландия (здесь Фрисландия), часть спора о карте Зенона, находится к юго-западу от Исландии.

Предыдущие попытки найти Северо-Западный проход очевидны в названиях мест на карте. Здесь увековечены не только такие исследователи, как Гудзон, Баффин, Баттон и Джеймс, но и такие поправки, как “Бриггс-Бей, бывшая Надежда Хабберта».

Бриггс-Бей назван в честь Генри Бриггса, картографа, чьи работы использовались Люком Фоксом и Томасом Джеймсом в их путешествиях 1631 года. Надежда на бухту оказалась всего лишь заливом, а не дорогой, ведущей вглубь острова на Запад.

Карта элегантно отделана четырьмя розами компаса и небольшой таблицей, объясняющей сокращения в правом нижнем углу. В левом нижнем углу — изящный герб, принадлежащий Достопочтенному Чарльзу Фицчерлу, графу Плимутскому, виконту Тотнесу и Барону Дартмуту. Фицчерлз был незаконнорожденным сыном Карла II, получившим от своего отца несколько титулов, в том числе первый (и единственный) графский титул Плимута, прежде чем погибнуть в кампании в Танжере (он пил зараженную воду).

Он скончался в 1680 году, вскоре после того, как была составлена эта карта, и похоронен в Вестминстерском аббатстве, в гробнице, ранее занимаемой Оливером Кромвелем.

Титульный картуш в левом верхнем углу сопровождается двумя виньетками.

Слева — охотник-инуит с луком и копьем. Мать и ребенок инуитов, тоже с копьями, стоят перед ним возле деревянного дома. В воде за ними стоит Эскимос в байдарке; у него тоже есть копье.

Справа — изображение европейцев, охотящихся на китов в северных водах. Они охотятся как на нарвалов, так и на двустворчатых рорквалов.

Наконец, в правом верхнем углу находится интересное обсуждение изолированности Новой Земли. Питт включил вставную карту, показывающую остров как полуостров. Он пишет:

В философских трудах a [n]o 1674 n [o]. 101, там записано описание Новой Земли, как она была послана Королевскому обществу от русского купца и открыта по приказу великого царя, но так как к ней не присоединена ни долгота Latitude, ни другая мера, то мы сочли лучше следовать двум новейшим картам, одна из которых напечатана в Амстердаме в 1678 году, другая-в Нюрнберге в 1679 году, и поместить ее по ней самой, которая показывает ее не островом, а соединенной с континентом на букву К.

Питт ссылается на статью в издании Лондонского Королевского общества «философские труды«. Статья называлась так: «письмо, недавно написанное издателю опытным человеком, проживающим в Амстердаме, содержащее правдивое описание Новой Земли вместе с намеком на преимущества ее формы и положения.

Замечательная Раннеанглийская карта северных полярных областей

Поиски Северо-Восточного прохода в XVIII веке

Северо-Восточный проход был популярной темой для государств и мореплавателей с шестнадцатого века, так же как и более известный Северо-Западный проход. В 1553 году Хью Уиллоуби при поддержке лондонских купцов отплыл на север.

Экипаж Уиллоуби отделился от своего штурмана Ричарда Чанселлора, и они заблудились. Русские рыбаки нашли их замерзшие тела следующим летом.

Якон ван Хемскерк искал Северо-Восточный проход, начиная с 1596 года, в сопровождении Виллема Баренца в качестве лоцмана.

Они открыли так называемый Шпицберген, который теперь известен как часть архипелага Шпицберген. Их корабль застрял во льдах, и они были вынуждены зимовать на месте, в первый раз, когда корабль сделал это.

Весной они спаслись на открытых лодках; Баренц погиб, но Ван Хеемскерк добрался до берегов Лапландии.

К XVII веку русские торговцы нашли непрерывный морской путь-Мангазейское море — от Архангельска до полуострова Ямал. Оттуда искатели приключений отправлялись в Обский залив.

Однако плавание вокруг Земли дальше на восток оказалось трудным, если не невозможным, в ранний современный период. Путешествия, открывшие новые участки Северо-Восточного прохода, продолжались.

Например, Федот Алексеев и Семен Дежнев отплыли от реки Колмы, обогнули Чукотский полуостров и вышли в Тихий океан в 1648 году, доказав, что Азия и Северная Америка не связаны.

Замечательная Раннеанглийская карта северных полярных областей

Поиски Северо-Западного прохода в XVIII веке

Сегодня самыми известными экспедициями в поисках Северо-Западного прохода являются те, что состоялись в середине XIX века, в том числе и злополучное плавание Франклина. Однако поиск пути в Азию по северному маршруту был делом многовековой давности.

Действительно, Птолемей во II веке нашей эры предположил, что между Европой и Восточной Азией существовал морской путь. Расширение Османской империи в XV веке привело Колумба и Де Гаму к поиску альтернативных путей выхода на азиатские рынки на Западе и юге.

Информация, которую они привезли с собой, заставила европейцев посмотреть на северо-запад и северо-восток в поисках более короткого, но коварного и ледяного пути в Китай.

Первыми записанными поисками Северо-Западного прохода было путешествие Джона Кэбота в конце XV века, последовавшее за норвежскими путешествиями в Северную Америку, которые произошли в XI веке.

При поддержке бристольских купцов Кэбот высадился в Ньюфаундленде в 1497 году. На следующий год он отправился в плавание при поддержке Генриха VII с пятью кораблями и 200 солдатами; эскадра так и не вернулась.

В начале шестнадцатого века сын Джона, Себастьян, совершил несколько путешествий на территорию современной Канады.

Первые английские и французские путешествия в Северную Америку были постоянно в поисках путей, которые могли бы привести к Тихому океану. Например, Жак Картье возглавил экспедицию по приказу Франциска I французского.

Картье путешествовал вдоль берегов Ньюфаундленда и залива Святого Лаврентия; он был первым европейцем, вступившим в контакт с островом Принца Эдуарда, который, увы, не был Северо-Западным проходом. Второе путешествие привело Картье в Квебек, который он называл Францией.

Испанцы тоже искали Северо-Западный проход. Они породили топоним Анианского пролива, вытеснив название местности из сочинений Марко Поло, которое вскоре прижилось у картографов по всей Европе.

Конкистадор Эрнан Кортес финансировал путешествие Франсиско де Уллоа из Акапулько на север в поисках западного входа в проход. Он добрался до Калифорнийского залива, прежде чем повернуть назад.

Во время правления Генриха VIII, который был больше сосредоточен на балансе сил в Европе, англичане предприняли не так уж много экспедиций, но при Елизавете I многие путешествия были направлены на северо-запад.

Мартин Фробишер, Капер, возглавил три попытки прохода в 1576, 1577 и 1578 годах. Он думал, что нашел золото в заливе Фробишер на острове Баффин, но оказалось, что это железный пирит.

Джон Дэвис также возглавлял три экспедиции на север-в 1585, 1586 и 1587 годах. Он проплыл вдоль Гренландии, острова Баффина и лабрадора, а также нанес на карту пролив Дэвиса. Он также нашел вход в Гудзонов пролив, который будет назван в честь Генри Гудзона тридцать лет спустя.

Работая на голландскую Ост-Индскую компанию (VOC), Гудзон в 1609 году искал более южный маршрут, чем другие. Сначала он отважился подняться вверх по Гудзону; хотя это был опять-таки не Северо-Западный проход, он помог голландцам колонизировать Нью-Йорк, или Новый Амстердам, как они называли поселение.

В 1610 году Гудзон предпринял еще одну попытку, на этот раз войдя в одноименный Гудзонов залив. Его корабль застрял во льдах, команда взбунтовалась, а Хадсона, его сына и еще семерых отпустили на маленьком суденышке.

Одним из мятежников, избежавших суда, был Роберт Байлот, сопровождавший Томаса Баттона в его Арктическом путешествии в 1612-1613 годах. Байлот также сопровождал Уильяма Баффина в Арктику в 1615 и 1616 годах; их сообщения о Баффиновом заливе считались фантастическими, пока Джон Росс не вернулся к ним двести лет спустя.

Еще два исследователя, Люк Фокс и Томас Джеймс, отправились в самостоятельные путешествия в 1631 году. Фокс исследовал Западный берег Гудзонова залива, а Джеймс-Южный.

Это были последние попытки англичан совершить переход в течение столетия, но имена Фробишера, Дэвиса, Гудзона, Баттона, Баффина, Фокса и Джеймса до сих пор широко известны в высоких широтах Арктики.

Компания Гудзонова залива (HBC) была основана в 1670 году, но они сосредоточились на торговле, а не на разведке, пока новые попытки не были предприняты в 1720-х годах.

Замечательная Раннеанглийская карта северных полярных областей

Карта Зенона и мифический остров Фрисландия

Семья Зенонов принадлежала к Венецианской элите; в самом деле, их семья контролировала монополию на транспорт между Венецией и Святой Землей во время Крестовых походов.

Николо Дзено отправился в 1380 году в Англию и Фландрию; другие свидетельства, по-видимому, подтверждают эту часть путешествия. Затем его корабль попал в сильный шторм, который сбил его с курса и выбросил в далекую северную Атлантику. Он и его команда потерпели крушение на чужом берегу, на острове Фрисланда (иногда Фрисландия или Фриландия).

К счастью, потерпевших кораблекрушение венецианцев нашел Король Фрисландии Зихмни, который также правил Порландой, островом к югу от Фрисландии.

Зихмни отправился в крестовый поход, чтобы завоевать своих соседей, и Николо был рад помочь ему выработать стратегию. Николо написал своему брату Антонио, призывая его присоединиться к нему, и, будучи хорошим мореплавателем, Антонио отплыл во Фрисландию и прибыл, чтобы помочь своим братьям.

Вместе они в течение четырнадцати лет вели военные кампании против врагов Зихмни.

Их сражения привели братьев к близлежащим островам, что, по-видимому, позволило им составить свою знаменитую карту. Зихмни попытался захватить остров, но получил отпор.

Вместо этого он взял небольшие острова на Востоке, которые обозначены на этой карте. Зихмни построил форт на одном из островов, Брес, и передал командование этой крепостью Николо.

Последний не задержался надолго, вместо этого отплыл в Гренландию, где наткнулся на святого Фому, монастырь в Гренландии с центральным отоплением. Затем Николо вернулся во Фрисландию, где и умер четыре года спустя, так и не вернувшись в Венецию.

Антонио, однако, был еще жив. Он столкнулся с группой рыбаков, когда был на Фрисландии. Эти рыбаки были в 25-летнем путешествии в Эстотию. Предположительно, Эстотиланд был великой цивилизацией и говорил на латыни, в то время как неподалеку от Дрогео, на юге, было полно каннибалов и зверей. Антонио, по приказу Зихмни, искал эти новые земли, но вместо них обнаружил Икарию.

Однако Икарийцы не поддавались вторжению, и Антонио повел своих людей на север, в Энгронландию. Зихмни был очарован этим новым местом и исследовал его в глубь страны.Однако Антонио вернулся во Фрисландию, бросив короля. Оттуда Антонио отплыл в свою родную Венецию, где и умер около 1403 года.

Известие об открытиях и первая версия карты Дзено были опубликованы в 1558 году другим Николо Дзено, потомком братьев мореплавателей. Николо-младший опубликовал письма, найденные в его фамильных владениях, одно от Николо к Антонио, а другое от Антонио к их другому брату, Карло, который с отличием служил в венецианском флоте.

Они были опубликованы под названием Dello Scoprimento dell’isole Frislanda, Eslanda, Engrouelanda, Estotilanda, & Icaria, fatto sotto il Polo Artico, da due Fratelli Zeni (Об открытии острова Фрисландия, Эсланда, Энгроенланд, Эстотиланд и Икария, сделанном двумя братьями Дзен под арктическим полюсом) (Венеция: Франческо Марколини, 1558).

На момент публикации этот рассказ почти не вызывал подозрений; он был не более и не менее фантастичен, чем большинство других рассказов о путешествиях и путешествиях того времени.

Джироламо Рускелли опубликовал версию карты Зенона в 1561 году, всего через три года после того, как она появилась в оригинальной работе Зенона. Рускелли был Венецианским издателем, который также выпустил итальянский перевод Птолемея.

Рускелли переехал в Венецию в 1549 году, где он стал известным редактором путевых трудов и географии.

Рускелли был не единственным географом, включившим карту Зенона в свою работу. Меркатор использовал эту карту в качестве источника для своей карты мира 1569 года и более поздней карты Северного полюса. Ортелий использовал острова Зенона в своей карте Северной Атлантики.

Рамузио включил их в свою книгу «Delle Navigationo» (1583), так же как и Хаклюйт в свои «Divers Voyages» (1582) и «Principal Navigations» (1600), а также Пурч (с некоторыми оговорками) в «Pilgrimes» (1625). Фрисландия появлялась на региональных картах Северной Атлантики вплоть до XVIII века.

В девятнадцатом веке, когда география была популярна и как хобби, и как научная дисциплина, отчет Зенона и карта подверглись тщательному изучению.

Известно, что Фредерик В. Лукас поставил под сомнение достоверность этого путешествия в анналах путешествий братьев Николо и Антонио Дзено в Северной Атлантике(1898). Лукас обвинил Николо младшего в том, что он составил карту, используя острова, найденные на других картах, и просто разбросал их по Северной Атлантике.

Он также обвинил Николо в попытке сфабриковать венецианские претензии на Новый Свет, которые заменили путешествие Генуэзского Колумба. Другие исследования показали, что, когда он должен был сражаться за Зихмни, Николо находился на службе Венеции в Греции в 1390—х гг.

Он составил завещание в 1400 г. и умер в Венеции, а не во Фрисландии в 1402 г.

Ученые до сих пор с удовольствием пытаются отнести острова Зенона к реальным географическим объектам. Например, Фрисландия считается частью Исландии, а Эсландия — Шетландскими островами.

Некоторые до сих пор верят, что Зенос приплыл в эти земли. Большинство, однако, рассматривают путешествие и карту как напоминание о глупости и фантазии (и забаве) ранней литературы о путешествиях и картографии. Как бы то ни было, карта Зенона и ее острова-одна из самых непреходящих тайн в истории картографии.

Замечательная Раннеанглийская карта северных полярных областей

Биография: Мозес Питт

Питт был родом из Корнуолла, где его крестили в Сент-Тите в 1639 году. Он получил местное образование, но переехал в Лондон, когда стал учеником книготорговца Роберта Литтлбери.

В конце своего ученичества, в 1661 году, он был освобожден от компании галантерейщика. Его первые книги, изданные с его собственным отпечатком, появились в 1667 году.

Питт специализировался на научных публикациях и импортировал научные труды из континентальной Европы. Он также опубликовал труды членов недавно созданного Королевского общества, в том числе Роберта Бойля, а также высокопоставленных священнослужителей.

В 1678 году Питт стал первым книготорговцем, предложившим свои товары на аукционе.

Отчасти благодаря своим связям с Королевским обществом Питт объявил в 1678 году, что он опубликует огромный двенадцатитомный атлас мира. Таблички должны были быть основаны на голландских картах с текстом, написанным епископом Уильямом Николсоном и Ричардом Пирсом. Однако вышло всего четыре тома.

Питт, который также управлял несколькими объектами недвижимости в Вестминстере и расширил свое партнерство до Оксфорда, был слишком слаб.

Стоимость каждого тома одного только атласа Питт оценил в 1000 фунтов стерлингов. Одна за другой его авантюры проваливались, и он оказался в долговой тюрьме на семь лет. Он умер в Лондоне, но не в тюрьме, в 1697 году.